Творческий психотерапевт и гармоничный психотерапевт – несовместимы?

 

Психотерапия требует больших творческих способностей. Как в творчестве, так и в психотерапии своя собственная личность является основным рабочим инструментом, следует быть толерантным к неопределённости, специально развивать чувствительность и приобрести некоторые навыки определённого уровня.  Надо уметь отождествляться со своей работой, иметь высокие моральные стандарты; психотерапия, как и творчество является работой всей жизни, в которой психотерапевт постоянно решает и свои собственные проблемы. (Д. Бьюдженталь) Творчество – это не только решение проблем, но и их нахождение. Творчество включает в себя внутренние изменения: должна увеличиться чувствительность и поменяться точка зрения.  Нередко творчество происходит подсознательно – идеи появляются словно из ниоткуда, но они появляются только тогда, когда мы долго работаем над какой-либо задачей.

 

По словам Р. Мэя творческий человек часто  чувствует себя небезопасно, ранимым, он склонен погружаться в хаос, оказываться перед чем-либо сложным, запутанным до тех пор, пока не найдёт там скрывающейся основной формы – это борьба с пустотой и тишиной мира. Творчество требует смелости – мы должны полностью отдаться делу и в то же время знать, что можем совершить ошибку. Очевидно, что все вышеперечисленные свойства очень важны в психотерапии и вряд ли хорошая психотерапия может проходить нетворчески. Чем шире диапазон поведения в жизни и в профессиональной деятельности, тем более эффективен психотерапевт, каждый случай в психотерапии требует уникальных решений. Некоторые психотерапевты очень творческие. Например, Милтон Эриксон или И. Ялом – они берутся за самые тяжёлые случаи и их преодолевают

 

Но, давайте отвлечёмся от звонких фраз и углубимся в то, что они на самом деле значат. Ведь  к личности психотерапевта предъявляются довольно высокие требования зрелости и гармоничности. Психолог должен сам быть здоровым, т.к. если он таковым не является, то куда он поведёт клиента? А творческие люди далеко не всегда ассоциируются со здоровьем или с гармоничностью.

В учебниках по консультированию и психотерапии можно найти множества качеств, присущих эффективному психотерапевту. По словам М. Бубера консультант должен быть чутким к людям,  эмоционально стабильным и объективным, уважать права других людей.  Л. Вольберг считает, что особенно вредными для консультанта качествами являются склонность к доминированию, властность, пассивность и покорность, избегание людей, неспособность быть толерантным к поступкам разных клиентов. Согласно Р. Кочюнасу, эффективному консультанту присущи аутентичность, открытость, самопознание, личная сила и идентитичность, способность переносить неопределённость, личная ответственность, искренность в отношениях с людьми, способность   выдвигать реалистичные цели.

 

А что же психологические исследования говорят о чертах характера творческих личностей? При проверке очень распространнённой сейчас теории «великой пятёрки», психологи установили, что творческий человек от нетворческого отличается всего лишь одной  чертой характера – открытостью. Открытость – это любопытство, фантазия, эстетическая чувствительность, понимание своих чувств, неимение изначальной установки. Пик возрастания открытости человека приходится на подростковый возраст, а после 30-ти  лет её уровень становится постоянным и в течении жизни не меняется – если человек испытывает любопытство в 30, то ему будет любопытно и в 70, например, 70-тилетний Ганс Селье, лауреат Нобелевской премии, приходит на заседание обклееным в пластырь. Оказывается, он только что упал с дерева, на которое залез, увидев там что-то очень интересное. Прекрасно, «открытость» –  а это значит аутентичность, интерес к себе и другим, способность быть толерантным к неопределённости  – очень важна для психотерапевтов. Давайте углубимся дальше.

 

Для твроческих людей характерна свобода, автономия, и нехарактерны покорность и пассивность. Это тоже хорошиеи  важные для психотерапевта качества. Локус контроля творческих людей является внутренним, уровень самоконтроля высок, но они индивидуалистичны, например, уже в подростковом возрасте они любят работать одни. Это качество в работе психотерапевта является довольно затруднительным, т.к. надо работать не одному, а в сотрудничестве с клиентом. А нкоторые черты характера творческих людей совсем несовместимы с работой психолтерапевта. Установлено, что творческие люди часто очень импульсивны, неаккуратны, неорганизованы. Некоторые из них саркастичны, склонны к спорам, не уважают правил и авторитетов, упрямы, мстительны. Они капризны, не переносят стресс, не контроллируют чувств, не умеют общаться, эгоистичны, – например, Эйнштейн требовал, чтобы его жена приносила ему еду на работу, а Вагнер считал, что с ним может общаться только такой человек, который был бы полностью ему предан.

 

Исследования показывают, что характер творческих людей является чрезвычайно противоречивым. Они склонны везде видеть проблемы, но именно поэтому и хотят изменить мир – это качество очень подходит психотерапревту и показывает естественную, а не фасадную мораль. Они эгоцентричны, но более толерантны к нетипичности других людей. Хотя это качество и имеет свои плюсы и минусы, оно нередко встречается в среде психотерапевтов.  Творческие люди могут быть как полностью рассеянными, так и очень сконцентрированныим. Хотя они похожи на детей, в то же время они довольно автономны и выносливы. В процессе творчества они испытывают большой стресс, но бывают и очень счастливы. Эти противоречивые качества углубляют понимание сложной природы человека и естественно поднимают вопрос  о том, следует ли требовать от психотерапевта непротиворечивости, ожидая от него творческих решений?

 

Среди творческих людей много эксцентриков. Например, Эйнштейн на публичные встречи  приходил в пижаме. Эксцентрики странные, но исследоваиня показывают, что они функционируют хорошо. Они с  энтузиазмом погружены в свою деятельность, не любят фальши и уверенны в своей правоте. Эксцентрикам свойственно особое любопытство, их образы яркие, они сливаются с проблемой и сами становятся ею. Творчество требует погружения в задачу, а если постоянно будешь думать о том, что подумают другие, то потеряешь способность сам воспринимать явления. Личная сила и идентичность очень важны для психотерапевта. Но уверенность в своей правоте и нонконформизм могут помешать, ведь большинство клиентов конформистичны. Творчество – это сопротивление привычному мышлению, поэтому новые идеи часто встречают несогласие и даже репрессии. Если психотерапевт очень оригинален, очевидно, что он встретится с несогласием большинства своих коллег, но вряд ли клиент будт сопротивляться тому, чтобы его проблемы были решены оригинальным способом, особенно, если другие способы были неэффективны.

 

Информация, полученная из исследований возбуждения, показывает, что творческие способности человека проявляются даже биологически. Творческие люди словно усилители – психологи провели эксперименты, измеряя, как разные люди реагируют на несильный электрический ток. Оказалось, что творческие люди реагируют на малейший электрический раздражитель, и не только реагируют, но и привыкают к нему, в отличии от спокойных обычных граждан.  Неспособность привыкнуть к негативным вещам болезненна, но также создаёт и своеобразную пользу – ведь творческий человек должен выдержать идею до тех пор, пока она не разрешится. А если некоторые люди биологически могут быть более чувствительны и всё переживать более интенсивно, то неудивительно, что их внутренний мир может быть более богатым.

 

Интенсивность переживаний проявляется на  физическом, сенсорном, так и на интеллектуальном уровнях. Большинство творческих людей очень энергичны и импульсивны. Например, Вагнер, Эдисон, Экзюпери в детстве были детьми с неконтролируемой энергией. Любимой игрой Рахманинова была езда на бегущих лошадях даже зимой на льду.  Ощущения творческих людей очень сильны. Пруст был настолько чувствителен к свету, что мог работать только в затемнённом доме. Винер жил в мире интенсивных запахов. Творческие люди не выносят рутины, жаждут знаний, постоянно ставят вопросы, с высокой умственной концентрацией обрабатывают и систематизируют информацию, легко визуализируют, им снятся яркие сны, они разаивают свою фантазию, погружаются в бессознательное.

 

Мы различаемся тем, насколько способны погрузиться в хорошие и плохие чувства и сохранить способность думать о них. Исследования показывают, что творческие люди более чувствительны к ньюансам своего настроения и настроения других, а их чувства более интенсивны. Они сильнее  привязываются к людям, вещам, местам. Например Льюис Пастер во время поездки в Париж страдал от такой сильной ностальгии, что его отец был вынцжден привезьт его домой. Они сопереживают другим, нередко осуждают себя, ведут внутернний диалог.  Будучи ребёнком Дарвин ушиб собачку, и терзался из-за этого несколько лет, а многим школьным друзьям он признавался в любви. Ощущение единства со Вселенной вызывает экстаз у творческих людей, а чувства к родителям и друзьям доводят их до слёз. Микеланджело, Достоевский, Толстой, Ницше говорят об огромном внутреннем напряжении. Их реакции проявляются в увеличении сердцебиения, дрожи, задыхании, болях. Способность выдержать такие страдания говорит об их большой внутренней силе. Бьюдженталь пишет, что хорошие психотерапевты должны отличаться особой чуткостью и чувствительностью для того, чтобы при помощи этих качеств помочь клиенту освободить их.  

 

Откуда возникают эти болезненные переживаиня и внутренние конфликты? Исследователи выяснили, что большинство творческих людей выросло в несчастливых семьях, а среди их родственников больше психически больных. В детстве творческие люди больше других ощущали себя отдалёнными  от родителей, с малых лет учились справляться с тяжёлыми состояниями,  поэтому были вынуждены думать самостоятельно.  Творческие люди чаще страдают от психологических проблем. Среди способных студентов престижных университетов больше самоубийств. Из всех психических расстройств творческие люди более склонны к циклотимии. В период повышенного настроения мышление становится более быстрым, ассоциации – более богатыми.  Возникает вопрос, не является ли вдохнвение своеобразным расстройстовм? Травмирующий опыт косвенно стимулирует творчество. К примеру, человек, испытавший насилие на войне или дома, может бороться за то, чтобы это не повторилось, помогать другим, может косвенно писать о победе над злом. Множество психотерапевтов в детстве испытали психологические травмы, поэтому они хотят помочь другим, это испытавшим людям.

 

 

 

Наблюдая за коллегами психотерапевтами, вижу, что совершенных людей не существует. Но существуют несовершенные люди, которые хорошо работают – человек всегда может создать что-либо, превосходящее его самого. А может самые способные индивиды отличаются тем, что в них вложено всё самое хорошее и самое плохое? Творческие люди противоречивы, имеют тяжёлый характер, но это им не мешает, а возможно даже мотивирует к выполнению значительных работ. Реальность сложнее упрощённого образа здорового и успешного человека. Итак, каким же является по-настоящему эффективныйпсихотерапевт в реальности? Возможно для него характерны черты творческой личности? А может должно существовать какое-то сочетание:  творческих способностей  меньше, чем у художника, но больше, чем у обычного человека?  Исследования показали, что менее творческие люди более рациональны, больше заботятся о других. Было бы прекрасно, если бы для психотерапевта были бы свойственны и творческие способности, и здоровье одновременно, но вряд ли можно надеяться  часто встречать таких людей. Но, возможно, как творческий человек он должен иметь свой уникальный стиль?

 

По-видимому, внутренний мир человека – словно двигатель машины может иметь различную чувствительность и мощность. Наша культура критикует эмоциональность и иррациональность. Другие не понимают творческого человека и каждодневно он должен доказывать своё право на существование. Он неудобен другим. Он постоянно обвиняется в противоречивости.  Он находит слишком много проблем и задаёт слишком много вопросов. Я его не оправдываю, с ним действительно нелегко. Особенно нелегко, если хочешь не жить, а спать. Но он способен на многое, на то, чего никогда не сможет так называемый здоровый человек, и показывает нам, сколько мы потеряли. Быть психотерапевтом – значит быть объектом любви и ненависти, одиноким волком, богом, дъяволом (Д. Бьюдженталь).